Арт-вандализм спасет мир?

Арт-вандализм спасет мир?

0.0
Оценить:

Последние несколько месяцев мировое сообщество наблюдает за невиданным ранее подъемом арт-вандализма, который стал новым способом экоактивистов привлечь внимание общественности к насущным проблемам. Однако что отличает современных вандалов от предшественников и чем грозит всплеск такой деструктивной активности?

Истоки и мотивы

Термин «вандализм», который означает «намеренное бессмысленное повреждение или разрушение материальных или духовных ценностей», произошёл от на­име­но­вания древнегерманского племени вандалов, которое под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя Гей­зе­ри­ха в июне 455 г. в течение двух недель разоряло Рим, в ре­зуль­та­те че­го по­гиб­ло мно­же­ст­во бесценных памятников античности. Первым же арт-вандалом принято считать Герострата, который в 356 г. до нашей эры сжег храм Артемиды в Эфесе, по одной из версий, чтобы обессмертить свое имя. Так, появилось выражение «Геростратова слава», что означает «позорная слава, добытая неправедным путём».

Арт-вандализм стал своеобразным высказыванием. Для одних это политическая акция, форма протеста, для других — художественное высказывание, переосмысление. Последнее переросло в арт-интервенцию — форму перформанса, состоящую в публичном взаимодействии художника с ранее созданным шедевром, которая берет свое начало в концептуализме. Некоторые объясняют свои действия божьей волей.

Самые громкие акты арт-вандализма

«Ватиканская Пьетра», Микеланджело Буонарроти (1499)

В 1972 г. одна из главных достопримечательностей Собора Святого Петра в Ватикане, скульптурная композиция «Оплакивание Христа», единственная подписанная работа, высеченная в натуральную величину выдающимся мастером эпохи Возрождения, флорентийцем Микеланджело Буонарроти подверглась нападению со стороны австралийско-венгерского геолога Ласла Тота, который нанес 15 сокрушительных ударов скальным молотком. Он объявил себя воскресшим Иисусом Христом и заявил, что исполнял божью волю.

«Венера с зеркалом», Диего Веласкес (1647–1651)

В 1914 г. знаменитая Венера Веласкеса была изрублена тесаком для мяса. Это был протест британской суфражистки Мэри Ричардсон против ареста её подруги Эммелин Панкхерст, основательницы Женского социально-политического союза (ЖСПС) и лидера движения суфражисток: «Я пыталась уничтожить изображение самой прекрасной женщины в мифологической истории в знак протеста против уничтожения правительством самой прекрасной женщины в современной истории». В прессе её прозвали «Убийцей Мэри». В 1961 году в интервью Би-би-си Ричардсон добавила, что изрезала картину, поскольку это полотно не что иное, как повод для объективации женщин.

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи (начало XVI в.)

Не раз подвергалась атакам вандалов, пожалуй, самая известная во всем мире картина «Мона Лиза» кисти гения Леонардо да Винчи. В 1956 г. один из посетителей облил полотно кислотой, из-за чего была повреждена нижняя часть картины. В том же году в шедевр запустили камень, что побудило музей поставить пуленепробиваемое стекло. В 1974 г. в Токио, где временно экспортировалась «Джоконда», одна из посетительниц распылила красную краску. Это был протест против политики музея, который не допускал людей с ограниченными возможностями, чтобы увеличить пропускную способность зала. В 2009 г. россиянка, не получившая французское гражданство, кинула в картину глиняную кружку.

«Супрематизм», Казимир Малевич (1920-1927)

В 1997 г. на работе «Супрематизм» появился зеленый знак доллара. Так российский художник и акционист Александр Бренер выразил протест против коммерциализации искусства. Акция спровоцировала бурную дискуссию, в ходе которой общественность разделилась на два лагеря: одни считали это актом вандализма, другие же усмотрели в поступке Бренера творческую идею.

«Герника», Пабло Пикассо (1937)

«Герника» испанского художника Пабло Пикассо была манифестом против жестокости. Полотно посвящено бомбардировке Германией Герники, одного из городов Страны Басков, во время Гражданской войны в Испании. Как впоследствии вспоминал испанский поэт Рафаэль Альберти, для Пикассо это стало «вестью, подобной удару бычьего рога». Известно, что художник написал картину в кратчайшие сроки: уже спустя полтора месяца работа была представлена на Всемирной выставке в Париже. В 1974 г. на «Гернике» появилась надпись “KILL LIES ALL”, сделанная Тони Шафрази, в будущем успешным галеристом и арт-дилером. Это была акция протеста против войны во Вьетнаме, а именно против досрочного освобождения из-под домашнего ареста американского военного Уильяма Келли, ответственного за массовые убийства мирного населения Вьетнама. К счастью, картина была покрыта толстым слоем лака, поэтому граффити удалось без труда смыть.

«Даная», Рембрандт (1636—1647)

15 мая 1985 г. стало для Эрмитажа роковым днем. Литовец Бронюс Майгис облил «Данаю» кислотой, объяснив поступок тем, что это политическая акция. Вандал требовал отделения Литвы от СССР. На протяжении 12 лет реставраторы трудились над восстановлением шедевра, хотя изначально некоторые специалисты предлагали оставить эту затею.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин (1885)

Эта работа Репина всегда вызывала бурные дискуссии как в профессиональных кругах, так и среди обывателей. Более того, именно она стала первой в истории России картиной, запрещенной к показу. Тем не менее, вскоре было дозволено представить шедевр публике. В 1913 г. произошло первое покушение на картину: старообрядец и иконописец-любитель Абрам Балашов со словами «Довольно крови, слишком много крови!» нанес три удара ножом. К реставрации привлекли автора шедевра, который в то время жил в Финляндии. В 2018 г. житель Воронежа Игорь Подпорин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нанес несколько ударов стойкой ограждения, в результате чего было разбито защитное стекло и порван в трёх местах холст. Мужчина оправдывал себя тем, что эта картина оскорбляет чувства верующих и всех россиян.

«Три фигуры», Анна Лепорская (1932–1934)

В январе 2022 г. на выставке «Мир как беспредметность» в Екатеринбурге произошел инцидент: ветеран первой чеченской войны, охранник Ельцин Центра Александр Васильев пририсовал глаза «Трем фигурам» Анны Лепорской, ученицы Казимира Малевича. Как потом объяснял следователям Васильев, на это его сподвигли подростки, которых, к слову, камеры наблюдения не запечатлели.

На страже природы

Количество актов арт-вандализма, призванного привлечь внимание людей к экологическим проблемам, растёт с каждым днем. Начало волны было положено в конце мая, когда неизвестный бросил кусок торта в «Мону Лизу» и рассыпал лепестки роз. Чтобы приблизиться к шедевру, молодой человек замаскировался под пожилую женщину-инвалида — люди с ограниченными возможностями могут смотреть на некоторые экспонаты вблизи. Активист призвал всех подумать о Земле. За этим последовало бесчисленное количество подобного рода перформансов, недавним из которых стало нападение немецких экоактивистов на полотно австрийского художника Густава Климта «Смерть и жизнь». Однако бесспорным лидером на этом деструктивном поприще стало движение по борьбе с климатическими изменениями Just Stop Oil, чьи сторонники из разных стран уже успели явить себя миру. Все нападения имеют очевидные сходства: они мгновенно попадают в СМИ и не наносят существенного вреда произведениям искусства, которые, вероятно, выбирают исходя из их узнаваемости. Мнения общественности разделились: одни считают эти «выходки» бесполезными, дискредитирующими деятельность зеленых, другие же убеждены, что только радикальные способы могут заставить человечество задуматься.


224
Как сдать сессию без пересдач?