Медиафорум «Жизнь» стартовал в Петербурге!
Форум
653
До 4 апреля каждый может заглянуть на выставку «Передвижники» в новом корпусе Третьяковской галереи. Проходя от широкого начала к суженному концу необычного треугольного зала, можно проследить изменения в творчестве организаторов передвижных выставок, отметить, как менялся состав товарищества, понять, как представители этого движения смотрели на искусство и мир в целом. Самое удивительное, что в деталях рассмотреть каждую картину, увидеть все заложенные автором смыслы, можно даже слабовидящему человеку. Делимся подробностями в нашей статье.
Всего в выставке 11 тематических разделов, разделённых перегородками: «Первая передвижная выставка», «Между реальностью и метафизикой», «Женский вопрос», «Мир детства», «Повседневная жизнь», «Потерянные для общества личности», «Праздники и минуты отдыха», «Пейзаж», «Отвергнутые», «Выход в 20 век».
Первый посвящён первой передвижной выставке, состоявшейся в 1871 в Петербурге. Она стала самой большой новостью города, по мнению прессы. Известный критик того времени Владимир Стасов назвал эту выставку «небывалым событием». Больше половины из представленных работ распродали ещё до открытия, а каталог переиздавался 3 раза.
Огромный успех имел пейзаж Саврасова «Грачи прилетели». О нём высоко отзывались как обыкновенные люди, так и ведущие художники и критики. В одном из своих писем Иван Крамской говорил, что этот пейзаж прекрасен и душа есть только в «Грачах».
Чтобы подчеркнуть значение этого произведения даже для современных творцов, кураторы сразу при входе в зал разместили арт-объект художника Николая Полисского оммаж картине Саврасова.
Конечно, до инсталляции нельзя дотронуться, она огорожена специальной лентой. Но организаторы адаптированной выставки нашли выход: они сделали уменьшенную точную копию одной из птиц, повторяя структуру оригинального материала. Каждый посетитель, который в этом нуждается, может подержать маленького грача в руках.
В следующих разделах можно познакомиться с картинами, отражающими взгляды художников-передвижников на женский вопрос, тему детства и многое другое. Для некоторых картин организаторы выставки сделали точные тактильные копии. Так, не используя зрение, можно посмотреть полотна Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства», Владимира Маковского «Объяснение» и Валентина Серова «Мика Морозов». Последнее произведение затрагивает важную тему — тему детства. В своих картинах передвижники открыли феномен детской индивидуальности. Ребёнок стал восприниматься как личность, жизнь которой так же, как и жизнь взрослого, наполнена разнообразными чувствами, эмоциями и событиями. Работы передвижников раскрывали различные стороны детства и юности, а совмещение бытового и портретного жанров придавало им реалистичность и драматизм.
Благодаря установленному недалеко от картины тактильному макету, в точности передающему детали работы, посетители с нарушениями зрения могут наравне с остальными отметить тонкости авторского замысла.
Но не все картины довольно большой выставки имеют свою тактильную копию. Так как же их можно рассмотреть слабовидящим посетителям?
Каждая работа сопровождается заранее записанным тифлокомментарием, который посетитель может прослушать на своём мобильном устройстве, открыв аудиогид по выставке. Так, благодаря современным технологиям и инициативным людям, совершенно визуальная, на первый взгляд, выставка становится доступной людям с нарушениями зрения.
Чтобы добавить в «Избранное» необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Создай егоАвторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить действие.
Войти