Источник фотографии: Jessica Ruscello для Unsplash
Керамика: востребованное ремесло или настоящее искусство
Уникальные изделия, способ замедлиться и избавиться от стресса и выразить творческое начало — такие ассоциации вызывает керамика. Анна Пузанова собрала причины любви к работе с этим материалом.
За несколько лет локдауна в мировом сообществе произошли изменения. Люди значительно пересмотрели свои привычки и темп жизни.
Гончарное дело соответствует желанию большинства замедлиться и расслабиться, а также тенденции отказа от массовых и однообразных вещей в пользу более уникальных изделий. Это лишь некоторые причины, почему в последнее время оно приобрело большую популярность. Работа с глиной — это не только приятное и успокаивающее занятие, но и способ создать полезные в быту предметы своими руками.
Можно с уверенностью говорить, что обожжённая глина завоевала сердца людей по всему миру. Она может стать оригинальным подарком, средством для медитации или источником вдохновения. Всё зависит от того, в чьи руки она попадёт.
Краткая история керамики
Керамика — это не новое веяние, а древнее ремесло, которым владели ещё жители древних цивилизаций.
Гончарный промысел процветал в Месопотамии, а потом и в Египте.
Особых высот он достиг в Древней Греции. До сих пор амфоры с тончайшей росписью хранятся в музеях по всему миру. Изображённые на них сюжеты сохранили в себе ценную информацию об укладе жизни и мировоззрении греков. Можно сказать, что нам повезло, ведь художников-вазописцев интересовали не эпические и драматические моменты, о которых мы и так многое знаем, а сцены из повседневной жизни.
Со временем объёмы потребления выросли, возникла необходимость производить больше и быстрее, а глина - материал, требующий многодневной кропотливой работы, - для этого не подходит.
По этому функции керамики начали меняться, люди изобретали новые формы, находили в ней новые смыслы. Керамические изделия перестали быть исключительно утилитарными, художники во всём мире стали использовать её в качестве материала для своих произведений.
Майолика Врубеля
Как любой творческий человек, Михаил Врубель искал новые формы воплощения своих идей. Именно так художник и оказался в гончарной мастерской.
В ряду его керамических экспериментов числятся блюда, вазы, чаши, изразцы для печей, но более интересны скульптурные композиции. После работы над декорациями «Садко» в Московской частной русской опере, он создал свои знаменитые майолики — «Садко» и «Морской царь». «Весна», «Снегурочка», «Лель», «Мизгирь» также были вдохновлены оперой Н. А. Римского-Корсакова, но другой — «Снегурочкой».
Врубель не разделял декоративно-прикладное и «высокое искусство», возможно именно поэтому он смог создать признанные во всём мире шедевры керамического искусства.
По заказу Саввы Мамонтова он создал камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович», используя керамику в совершенно новом ракурсе - вместо привычных изразцов на камине представлено настоящее керамическое панно. Исключительность этой работы оценили на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где Врубель получил золотую медаль.
Несмотря на неоднозначное отношение современников керамика Врубеля до сих пор является эталоном мастерства для художников-керамистов и пробуждает самые разные чувства в сердцах всех людей, которые могут к ней «прикоснуться».
Врубель повторял свой знаменитый камин четыре раза. Один находится в музее-заповеднике «Коломенское», второй – в Третьяковской галереи, третий – во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства. В Петербурге камины можно увидеть в Государственном Русском музее и в доме Бажанова.
Пикассо-керамист?
Если картины Пикассо-художника видели даже те, кто далёк от искусства, то с Пикассо-керамистом знакомы не все. И хотя обожжённая глина для него была скорее иной формой холста, керамические произведения художника заслуживают отдельного внимания.
Художник много экспериментировал со всевозможными техниками и материалами и принципиально не пользовался гончарным кругом. Это объясняет неправильную форму его изделий. На самом деле его керамика скорее напоминает скульптуру: здесь и ваза-птица, и кувшин-женщина. Хотя, будем честны, трудно ожидать, что работы Пикассо окажутся обычными.
Глиняные изделия не приобрели такую же известность, как живописные полотна художника, но они, несомненно, являются большой частью его творчества. А для нас это очередной повод оценить многогранность искусства керамики и талант Пикассо.
Актуальная керамика
Летом 2021 года ни у кого не осталось сомнений, что керамика и глина – неотъемлемая часть современного искусства. Именно тогда у главного входа в здание ГЭС-2 в Москве установили «Большую глину №4». Скульптура Урса Фишера вызвала неоднозначную реакцию в обществен, но как сказал сам скульптор: «Если объект искусства не запускает дискуссию, он не имеет никакого смысла».
Более понятные широкой аудитории произведения из глины выпускают модные дома. Креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарело совместно с художницей Матильной Мартен создал коллекцию керамики, вдохновлённую знаменитым Садом Мажорель в городе Марракеш. До этого коллекцию керамики выпускал и Jacquemus.
Ежедневно листая социальные сети, люди всё больше очаровываются фотографиями уникальных керамических изделий. В городах появляются художественные центры и студии, в которых проводятся гончарные мастер-классы.
Ручная работа и создание керамики отвлекают нас от цифрового мира и позволяют ощутить прикосновение к природным материалам и успокоиться. Результат вряд ли окажется произведением искусства, но процесс создания изделия даёт возможность раскрыть свой потенциал и найти новое хобби.
За последние несколько лет востребованность керамики выросла в несколько раз. Глиняные изделия выглядят стильно, они практичны, их можно создать своими руками, а значит это может стать вариантом досуга или вдохновить на начало собственного прибыльного дела. Поэтому на вопрос, является ли керамика современным трендом, ответ будет утвердительным.
Но даже если в один день массовый потребитель потеряет интерес к керамике, она никуда не исчезнет. На протяжение многих веков глина позволяла художникам выходить за рамки и выражать свою творческую индивидуальность, это то, что не изменится под влиянием трендов. Поэтому, несомненно, керамика — это искусство.
За несколько лет локдауна в мировом сообществе произошли изменения. Люди значительно пересмотрели свои привычки и темп жизни.
Гончарное дело соответствует желанию большинства замедлиться и расслабиться, а также тенденции отказа от массовых и однообразных вещей в пользу более уникальных изделий. Это лишь некоторые причины, почему в последнее время оно приобрело большую популярность. Работа с глиной — это не только приятное и успокаивающее занятие, но и способ создать полезные в быту предметы своими руками.
Можно с уверенностью говорить, что обожжённая глина завоевала сердца людей по всему миру. Она может стать оригинальным подарком, средством для медитации или источником вдохновения. Всё зависит от того, в чьи руки она попадёт.
Краткая история керамики
Керамика — это не новое веяние, а древнее ремесло, которым владели ещё жители древних цивилизаций.
Гончарный промысел процветал в Месопотамии, а потом и в Египте.
Особых высот он достиг в Древней Греции. До сих пор амфоры с тончайшей росписью хранятся в музеях по всему миру. Изображённые на них сюжеты сохранили в себе ценную информацию об укладе жизни и мировоззрении греков. Можно сказать, что нам повезло, ведь художников-вазописцев интересовали не эпические и драматические моменты, о которых мы и так многое знаем, а сцены из повседневной жизни.
Со временем объёмы потребления выросли, возникла необходимость производить больше и быстрее, а глина - материал, требующий многодневной кропотливой работы, - для этого не подходит.
По этому функции керамики начали меняться, люди изобретали новые формы, находили в ней новые смыслы. Керамические изделия перестали быть исключительно утилитарными, художники во всём мире стали использовать её в качестве материала для своих произведений.
Майолика Врубеля
Как любой творческий человек, Михаил Врубель искал новые формы воплощения своих идей. Именно так художник и оказался в гончарной мастерской.
В ряду его керамических экспериментов числятся блюда, вазы, чаши, изразцы для печей, но более интересны скульптурные композиции. После работы над декорациями «Садко» в Московской частной русской опере, он создал свои знаменитые майолики — «Садко» и «Морской царь». «Весна», «Снегурочка», «Лель», «Мизгирь» также были вдохновлены оперой Н. А. Римского-Корсакова, но другой — «Снегурочкой».
Врубель не разделял декоративно-прикладное и «высокое искусство», возможно именно поэтому он смог создать признанные во всём мире шедевры керамического искусства.
По заказу Саввы Мамонтова он создал камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович», используя керамику в совершенно новом ракурсе - вместо привычных изразцов на камине представлено настоящее керамическое панно. Исключительность этой работы оценили на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где Врубель получил золотую медаль.
Несмотря на неоднозначное отношение современников керамика Врубеля до сих пор является эталоном мастерства для художников-керамистов и пробуждает самые разные чувства в сердцах всех людей, которые могут к ней «прикоснуться».
Врубель повторял свой знаменитый камин четыре раза. Один находится в музее-заповеднике «Коломенское», второй – в Третьяковской галереи, третий – во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства. В Петербурге камины можно увидеть в Государственном Русском музее и в доме Бажанова.
Пикассо-керамист?
Если картины Пикассо-художника видели даже те, кто далёк от искусства, то с Пикассо-керамистом знакомы не все. И хотя обожжённая глина для него была скорее иной формой холста, керамические произведения художника заслуживают отдельного внимания.
Художник много экспериментировал со всевозможными техниками и материалами и принципиально не пользовался гончарным кругом. Это объясняет неправильную форму его изделий. На самом деле его керамика скорее напоминает скульптуру: здесь и ваза-птица, и кувшин-женщина. Хотя, будем честны, трудно ожидать, что работы Пикассо окажутся обычными.
Глиняные изделия не приобрели такую же известность, как живописные полотна художника, но они, несомненно, являются большой частью его творчества. А для нас это очередной повод оценить многогранность искусства керамики и талант Пикассо.
Актуальная керамика
Летом 2021 года ни у кого не осталось сомнений, что керамика и глина – неотъемлемая часть современного искусства. Именно тогда у главного входа в здание ГЭС-2 в Москве установили «Большую глину №4». Скульптура Урса Фишера вызвала неоднозначную реакцию в обществен, но как сказал сам скульптор: «Если объект искусства не запускает дискуссию, он не имеет никакого смысла».
Более понятные широкой аудитории произведения из глины выпускают модные дома. Креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарело совместно с художницей Матильной Мартен создал коллекцию керамики, вдохновлённую знаменитым Садом Мажорель в городе Марракеш. До этого коллекцию керамики выпускал и Jacquemus.
Ежедневно листая социальные сети, люди всё больше очаровываются фотографиями уникальных керамических изделий. В городах появляются художественные центры и студии, в которых проводятся гончарные мастер-классы.
Ручная работа и создание керамики отвлекают нас от цифрового мира и позволяют ощутить прикосновение к природным материалам и успокоиться. Результат вряд ли окажется произведением искусства, но процесс создания изделия даёт возможность раскрыть свой потенциал и найти новое хобби.
За последние несколько лет востребованность керамики выросла в несколько раз. Глиняные изделия выглядят стильно, они практичны, их можно создать своими руками, а значит это может стать вариантом досуга или вдохновить на начало собственного прибыльного дела. Поэтому на вопрос, является ли керамика современным трендом, ответ будет утвердительным.
Но даже если в один день массовый потребитель потеряет интерес к керамике, она никуда не исчезнет. На протяжение многих веков глина позволяла художникам выходить за рамки и выражать свою творческую индивидуальность, это то, что не изменится под влиянием трендов. Поэтому, несомненно, керамика — это искусство.
434